«Автор — нет, авторка — да!»: что такое феминитивы

Вокруг нас,  Современник

«Авторка рассказала блогерке о своей книге». Это предложение режет слух многих людей, однако для зумеров ничего особенного тут нет. Давайте разберемся, что такое феминитивы и почему они стали так популярны?


Что это?

Феминитив – существительное женского рода, чаще всего обозначающий название профессии, социального статуса или места жительства, образованный от мужского рода.

В русском языке существует ряд давно устоявшихся феминитивов. Например, «княгиня», «учительница», «директриса». Однако в употребление постепенно входят новые слова, непривычные для нашего слуха.


Для чего?

По мнению людей, поддерживающих равноправие, феминитивы необходимы, чтобы указать на значимость женщины в обществе. Без них представительницы прекрасного пола остаются вне языковой репрезентации.

С точки зрения языка в феминитивах необходимости нет, это явление социальное. Использование мужского рода для обозначения человека в обобщенном смысле закреплено исторически. Отчасти появление феминитивов связано с приходом женщин в те профессии, которые считались ранее мужскими. Такие слова стали уже привычными и не вызывают раздражение (например, журналистка, писательница). Язык в этом случае является отражением жизни общества.

Екатерина Щеглова, Старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, кандидат филологических наук.

Новинки

В социальных сетях можно увидеть такие феминитивы, как «авторка», «психологиня», «партнёрка», «врачиня».

По поводу этих слов зачастую разгораются жаркие споры: кто-то считает, что их необходимо использовать в обязательном порядке, некоторые, наоборот противятся этому, считая, что феминитивы только портят язык.

Порой кажется, что сторонники новомодных слов перегибают палку, пытаясь превратить в женский род слова, которые этого не подразумевают. Так, вместо людей появляется людиня, а вместо человека – человекиня.